18.12.2017

Власть пешеходов: как изменился столичный рынок стрит-ретейла в 2017 году

​В 2017 году столичный рынок уличной торговли начал восстанавливаться
после трехлетнего кризиса: сократилось число пустующих магазинов,
выросли ставки аренды, увеличилось присутствие международных брендов,
открывших свои первые монобрендовые точки на крупнейших торговых
улицах столицы.

Главное, что в последние годы влияло на рынок стрит-ретейла, — жесткая
политика столичных властей в отношении парковок и реализация программы
благоустройства «Моя улица», считают опрошенные «РБК-Недвижимостью»
эксперты.

«Один из ярких примеров — Тверская улица, которую после запрета
парковки покинули премиальные арендаторы. В результате эта магистраль
выпала из списка наиболее востребованных в городе, ведь она утратила
свой основной трафик — автомобильный. Расширение тротуаров и создание
комфортных прогулочных зон привлекло на Тверскую пешеходный трафик и
новый спрос со стороны арендаторов, работающих на этом потоке. Так, за
последний год на Тверской появились продуктовые магазины (например,
флагманский магазин «Ашан». — Прим. «РБК-Недвижимости»), демократичные
кафе и марки одежды (например, H&M), бутики российских дизайнеров,
ювелирные магазины», — говорит заместитель руководителя отдела
стрит-ретейла компании JLL в Москве Наталья Озерная.

Предложение больше, ставки выше

Высоким спросом у арендаторов пользуется Никольская улица — по данным
JLL, доля вакантных помещений здесь сократилась за последний год в три
раза, с 15% до 5%. Этот торговый коридор примыкает к Красной площади,
основным достопримечательностям и нескольким станциям метро, привлекая
тем самым широкий спектр арендаторов — от масс-маркета до люкса,
ориентирующихся на поток туристов и жителей города.

Торговые улицы Москвы с самыми высокими арендными ставками в 2017 году


Согласно данным компании Colliers International, самые высокие
арендные ставки на торговые помещения в Москве традиционно в
Столешниковом переулке: от 200 тыс. до 280 тыс. руб. за 1 кв. м в год

Ротация арендаторов на центральных улицах влияет и на арендные ставки:
те коридоры, которые ранее считались самыми престижными и дорогими,
становятся более доступными и наоборот. «В новых условиях наиболее
верно говорить не о престижных и дорогих улицах, а, скорее, о
конкретных локациях», — уверена ведущий консультант отдела торговой
недвижимости Cushman & Wakefield Марьяна Матуева. Так, например, в
этом году вырос интерес к Старому Арбату и Неглинной улице, где за год
доля свободных площадок сократилась с 9,5% до 7,9% и с 14% до 10%
соответственно.

В наиболее сложной ситуации в текущем году оказались арендаторы
заведений общепита и магазинов, расположенных на Садовом кольце, где
этим летом развернулись самые масштабные строительные работы. Многие
помещения, которые сдавались в начале года, по-прежнему ищут
арендаторов, при этом собственники неохотно идут на снижение ставок.
Как результат, после завершения реконструкции средняя вакантность
здесь почти не снизилась и на отдельных участках магистрали все еще
очень высока — 20–25%, отмечают в Colliers International.

К концу года доля пустующих помещений на крупнейших торговых коридорах
окажется на уровне 6,8–7%, то есть почти на 2 п. п. ниже показателя
начала года, прогнозирует руководитель департамента стрит-ретейла по
России Colliers International Екатерина Подлесных. Высокая активность
арендаторов привела к дефициту таких площадок на центральных улицах
Москвы, что, в свою очередь, вызвало рост ставок аренды. По данным
Colliers Internatinal, за последние 12 месяцев они выросли на 20–25%.
Похожие цифры приводят в компании JLL: так, согласно их подсчетам, со
второго квартала 2016 года до третьего квартала 2017-го ставки аренды
на Тверской выросли со 100 тыс. руб. до 115 тыс. руб. за 1 кв. м в
год.

Победа общепита

Главная тенденция года — смена состава арендаторов в пользу операторов
общепита и продуктового ретейла. По данным Colliers International, в
целом на пешеходных улицах Москвы доля общепита выросла за последний
год с 41% до 45%, а, например, в районе Патриарших прудов — с 29% до
35%. Сейчас кафе и рестораны занимают не менее 40% всех торговых
площадей центра столицы.

Для сравнения: на магазины одежды и обуви вместе с банками и
финансовыми услугами совокупно приходится 20%. По прогнозу Натальи
Озерной, такая тенденция продолжится и в следующем году, при этом
наиболее востребованным станет формат кулинарии, который сегодня
является конкурентом сетевых ретейлеров.

Автор: Ольга Мамаева.

Возврат к списку