05.10.2018

Суперфуды и мил-киты: чего ждет российский потребитель

Жизнь потребителя в России ускоряется. К 2050 году, по прогнозам ООН, 83% всего населения страны будет проживать в городах-миллионниках. Сейчас Москва и Санкт-Петербург входят в топ-10 городов с самым загруженным движением в час пик. Все это приводит к тому, что потребителю нужно успевать больше за меньшее время.

Особенно сильное давление испытывают женщины: в России отмечается высокий по сравнению со среднемировым показатель их занятости в экономике (69%), и они же остаются в 52% случаев единственным лицом в семье, ответственным за домашние дела. Эти тренды, поддерживаемые высоким уровнем развития технологий в России, делают актуальным запрос на «удобные» сервисы, позволяющие сократить рутину и облегчить жизнь потребителя. Появление за последние годы новых услуг, таких как выгул собак, уборка дома, каршеринг, — не что иное, как отражение именно этого тренда.

Рынок ретейла и FMCG, конечно, также не пройдет мимо тренда на удобство. Эксперты Nielsen выделили четыре основных направления, в которых изменения будут наиболее ощутимыми.


Развитие онлайн-торговли

Российская онлайн-торговля растет быстрыми темпами: к 2025 году, по прогнозам Минпромторга, доля e-сommerce в России может вырасти до 20%. Рынок онлайн-торговли FMCG еще очень мал — не превышает 1% офлайнового оборота, — однако ряд категорий пользуется большим спросом: 35% онлайн-потребителей в России когда-либо заказывали онлайн средства по уходу за собой, 19% — товары для детей. 47% покупателей в России никогда не покупали FMCG онлайн, но планируют это сделать в ближайшее время.


Перспективы для бизнеса:

Продовольственные ретейлеры продолжат выходить в онлайн. Некогда традиционные ретейлеры сегодня стали важной частью e-commerce: «Ашан», «Перекресток» и «О’КЕЙ» уже вышли на рынок онлайн-торговли FMCG. Параллельно набирают популярность сервисы — агрегаторы доставки FMCG, такие как Dostavista, Instamart и Golomago. Крупнейшим игроком на рынке доставок является Instamart, эта компания уже привлекла крупные инвестиции, а совсем недавно начала экспансию из Москвы в регионы и планирует в 2018 году достичь оборота в 1,5 млрд руб.
Развитие сервисов подписки на доставку еды. Уже сейчас в США 15% респондентов имеют минимум одну подписку. В России спрос на услугу только формируется: подписки пробовали 4% россиян, но при этом 46% хотели бы оформить ее на доставку товаров повседневного спроса.
Традиционным офлайн-магазинам будет сложно сравниться с e-commerce с точки зрения удобства и экономии времени, и они предпочтут использовать свое главное преимущество — выстраивать прямой потребительский опыт в торговых точках. Магазин станет выполнять функцию, скорее, шоурум, где представлены наиболее имиджевые товары. С помощью мобильного маркетинга можно улучшать и дополнять опыт покупателя, а лояльность покупателей укреплять неценовыми методами, предлагая бесплатные газеты или кофе при покупке товара в магазине.

Питание вне дома

За последние годы в России отмечается активный рост рынка фастфуда на 5–8% в год, и его доля уже достигла порядка 40–50% от всего рынка общепита, согласно исследованию РБК. Фастфуд является основной заменой традиционного питания, в том числе и домашнего, так как это быстро и доступно. Кроме того, набирает обороты формат Fast Casual (кулинария, премиальный фастфуд) — он удваивается в продажах ежегодно на протяжении последних лет. Более доступные и удобные форматы питания вне дома бросают вызов традиционному приготовлению домашней еды.

Перспективы для бизнеса:

Рынок FMCG-ретейла реагирует на этот тренд, запуская собственные точки перекуса и кафе. В недавнем исследовании Nielsen 21% покупателей ответили, что встречали в торговых точках места для употребления еды или напитков, из них 51% пользовались предоставленной возможностью перекусить. Открытие кафе при магазине, кроме генерирования дополнительной выручки, дает возможность установить эмоциональную связь с потребителем, улучшить впечатления от посещения магазина.

Доставка готовой еды

Доставка еды в офис и на дом все чаще пользуется спросом — рынок Foodtech в России увеличивается на 20–30% в год и уже достиг $1,4 млрд. При этом потенциал для его развития достаточно большой — онлайн-заказов еды в России примерно в три раза меньше, чем в США, и в семь раз меньше, чем в Великобритании.

Перспективы для бизнеса:

Альтернатива заказу еды из кафе и ресторанов (как и доставке FMCG-продуктов из магазинов) — развитие формата «мил-кит» (Meal Kit): набора продуктов, готовых для приготовления различных блюд. Например, в США 25% потребителей хотели бы попробовать заказать Meal Kit, а 10% уже его заказывают на постоянной основе.

Функциональные продукты

Под влиянием запроса на удобство трансформируются ожидания потребителей даже от традиционных FMCG-продуктов: они должны обладать дополнительными качествами помимо удовлетворения прямой потребности в калориях или эффективности. 62% потребителей в исследовании Nielsen ответили, что зачастую заменяют завтрак снеками, а 53% приобретают снеки для повышения энергии. Запрос на удобство сегодня распространяется даже на форматы упаковок, составы продуктов — и все для того, чтобы сэкономить время. Например, спрос на средства для посудомоечных машин в 2018 году увеличился на 20% в натуральном выражении.

Перспективы для бизнеса:

Современные российские потребители хотят от продуктов большего, и мы видим, как это отражается на рынке. Во-первых, увеличивается интерес к функциональным продуктам: продажи спортивных напитков растут на 28% в год в натуральном выражении, протеиновых батончиков — на 113%. В целом, несмотря на то что тренд на функциональность еды только зарождается, рынок уже его видит и старается под него адаптироваться. Например, напитки Octa, позволяющие полностью заменить прием пищи, или йогурты от бренда Epica, которые содержат в три раза больше белка и ингредиентов из категории суперфудов, что насыщает и обогащает витаминами ежедневный рацион человека, — продажи бренда за последнее время выросли в три раза.


Такими видятся основные изменения в индустрии FMCG-ретейла, вызванные спросом потребителей на удобство, в перспективе ближайших лет.

Если разложить удобство на компоненты, то оно складывается из полезности, скорости и простоты продукта или сервиса для его потребителя. Эти критерии станут главными при принятии решения о покупке российским потребителем в ближайшие пять лет.

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/fmcg/news/5bb236699a79471d485896e8?from=main_fmcg

Возврат к списку