09.01.2020

Прогнозы торговой недвижимости 2020 от РБК

Будущее за многофункциональными центрами
Саркис Карапетян, первый вице-президент группы компаний «Ташир»

«На рынке коммерческой недвижимости в этом году происходило выравнивание ситуации, и в целом рынок вел себя довольно ожидаемо.

На сегодняшний день определенно можно сказать, что многофункциональные центры — это перспективный формат, который будет актуален в столице еще много лет. Уходящий год показал, что даже гигантам торговой недвижимости заполнять свои площади достаточно сложно. Мы видим потенциал к тому, что объекты в составе крупнейших транспортных хабов смогут показать максимально низкий уровень вакантности площадей.

На ближайшие годы стратегия развития ГК «Ташир», как крупнейшего девелопера, как и прежде, будет нацелена на расширение объектов коммерческой недвижимости в портфеле группы. В первую очередь речь идет о смещении акцентов в сторону многофункциональных комплексов, часто включающих в себя и инфраструктурные элементы.

Так, в активной стадии реализации находятся проекты в составе столичных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), где крупные транспортные хабы совмещены с торговым центром, офисами и даже апартаментами. На текущий момент таких проектов у «Ташир» уже несколько:

ТПУ «Селигерская»;
ТПУ «Парк Победы»;
ТПУ «Пятницкое шоссе»;
ТПУ «Тропарево».
В следующем году мы готовимся приступить к брокериджу первого такого объекта общей площадью 168 тыс. кв. м в составе ТПУ «Селигерская». Кроме того, работаем над обновлением концепций действующих объектов.

В портфеле недвижимости «Ташир» 33 торговых комплекса, часть из которых были запущены пять-семь лет назад, поэтому работа в данном направлении предстоит масштабная. Из уже обновленных — столичный ТРЦ «Райкин Плаза» — комплекс, который спустя пять лет работы не только завершил очередную плановую ротацию, но и провел ребрендинг.

Второй такой пример — ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе в Москве. Здесь прошла очередная реконцепция объекта, вторая за десять лет с момента открытия мегамолла. Предварительные результаты за год работы обновленного «РИО» впечатляющие — на 60% вырос общий товарооборот арендаторов и на 40% увеличилась доходность самого ТРЦ. Глобальные изменения предстоят в ТРЦ «РИО» на Большой Черемушкинской, в котором появится новый для рынка торговой недвижимости формат оздоровительного спа-комплекса, площадью порядка 3 тыс. кв. м.

Готов к запуску многофункциональный комплекс KVARTAL WEST на Аминьевском шоссе столицы. Уже в начале 2020 года будет сдано в эксплуатацию 140 тыс. кв. м площадей, в которые будут включены торгово-развлекательный, бизнес-центр и апартаменты. Продолжается строительство торгово-офисного центра на юге столицы поблизости от станции метро «Нагорная».

Помимо вышеперечисленного, в следующем году «Ташир» будет реализован еще один объект коммерческой недвижимости в столице, о котором будет объявлено позже. Из региональных проектов стоит отметить завершающий этап строительства второй очереди ТРЦ «РИО» в Тамбове».

Ставки аренды могут измениться на фоне дефицита предложения
Эмин Агаларов, первый вице-президент «Crocus Group»

«Тренды в торговой недвижимости России общемировые: диджитализация и big data, фокус ретейла не на товарах, а на продаже впечатлений и опыта, что позволяет конкурировать с онлайн-торговлей. Важные для отрасли законы приняты — маркировка товаров, предустановка российского ПО на ввозимую технику. Первое касается уже большинства ретейлеров, последствия второго мы увидим уже в 2020 году, но представители ретейла говорят о риске стагнации спроса в этом сегменте.

Что касается отрасли в целом, то тренд на неактивность в девелопменте и стагнацию в плане потребительской активности продолжит волновать рынок, однако на фоне дефицита предложения может быть небольшая коррекция ставок аренды.

В 2019 году игроки отрасли наблюдали большой интерес в сфере продаж небольших объектов недвижимости внутренним (российским) клиентам. Думаю, что в 2020 году этот тренд продолжит укрепление.

Наши планы на 2020 год — сконцентрироваться на реструктуризации работы действующих объектов для повышения их эффективности: оптимизировать расходы, инициировать реновации определенных зон наших торговых центров. Безусловно, в планах привлечение новых якорных арендаторов — как в премиум-сегменте для «Крокус Сити Молла», так и в сегменте массмаркета для наших торговых центров «VEGAS». Также мы планируем внедрить инновационные технологии привлечения и анализа трафика покупателей».

Миллениалы задают тренды в недвижимости
Александр Москвитин, коммерческий директор УК «Адамант»

«Важно отметить, что пространственный потенциал для строительства новых торговых комплексов в Санкт-Петербурге практически исчерпан. В некоторых районах города наблюдается жесточайшая конкурентная борьба, обусловленная общим перенасыщением ТЦ и ТРК.

Немаловажную роль играют и макроэкономические факторы. Инфляция и снижение платежеспособности населения отражаются на минимальном росте товарооборота ретейлеров. Сохраняется тенденция на оптимизацию и консолидацию, а также редевелопмент существующих объектов. Не секрет, что миллениалы начинают играть немаловажную роль среди трудоспособного населения во всем мире. Девелоперы стараются удовлетворить запросы основной целевой аудитории и одновременно быть в тренде:

открытые пространства;
удобные парковки;
комфортная навигация;
разнообразные зоны развлечений и отдыха.
УК «Адамант» продолжает наращивать долю общепита в 22 ТРК холдинга. Важно отметить, что больше половины времени, которое покупатели проводят в ТРК, они тратят на принятие пищи, кино, игры и общение. Увеличение размеров фуд-кортов и формирование их правильной концепции определяют функцию ресторанных двориков — продлить визит покупателя и сделать его максимально комфортным. Анализируя покупательские потребности, УК «Адамант» сохраняет тенденцию по увеличению и усилению ресторанной составляющей своих торговых комплексов. На данный момент к доминирующим факторам относятся удобное расположение фуд-корта и комфортное пребывание посетителей, а среди арендаторов предпочтение отдается международным сетям, сильным федеральным брендам и популярным ресторанным группам.

Актуальность тренда качественного времяпрепровождения и здорового питания дает толчок развитию модного формата «food hall» — гастрономического пространства, которое сочетает в себе несколько кулинарных концепций, а также уютную атмосферу и демократичную стоимость предлагаемых блюд. УК «Адамант» считает данный формат перспективным».

В 2020 году стоит пересмотреть концепцию торговых объектов
Пресс-служба компании «Киевская площадь»

«Существует мнение, что рынок торговой недвижимости под влиянием развития онлайн-маркетинга находится на грани падения. Однако аналитика потребительского поведения в российских торговых комплексах свидетельствует о другой тенденции. В 2019 году Россия стала лидером в Европе по объему ввода новых торговых центров.

Прослеживаются три тенденции, которые с высокой долей вероятности будут усиливаться в следующем году.

Реконцепция торговых центров и связанные с этим новые форматы ретейла. Трансформация торговых центров в центры семейного досуга с обязательным включением развлекательной и социальной составляющих оказывает серьезное влияние как на спрос, так и на предложение. Возможности также появляются на базе проектируемых и строящихся транспортно-пересадочных узлов.
Рост популярности торговых площадей формата «аутлет». В текущем году в Москве отмечается значительный прирост площадей аутлетов. «Киевская площадь» реализует этот формат в мебельном торговом комплексе «Гранд». За два года существования в рамках торгового комплекса модель аутлета не только доказала свою жизнеспособность, но и привлекла новых клиентов, чаще всего следующих принципу «smart shopping». Соответственно, меняется и потребительское поведение, которое теперь включает предварительный выбор на сайте и последующую оценку товара в торговом комплексе.
Создание гастромаркетов, фуд-холлов и фуд-моллов. Это новый формат для размещения ресторанов, кафе, магазинов, пищевых рынков, центров досуга для всей семьи.
В 2020 году «Киевская площадь» планирует открыть многофункциональный комплекс «Щелковский», который объединит автовокзал (с пассажирскими перронами, кассами, сервисными службами) и торговый центр (с кинотеатром, фитнес-клубом, визовым центром). Это главный проект холдинга на первое полугодие 2020 года, который соответствует тенденции реконцепции торговых центров».

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5e00c7649a79476fbce7bdd6?from=vitrina_1

Возврат к списку