13.10.2016

Обзор рынка FMCG в России

Рынок продуктового ритейла в России продолжает оставаться под давлением на фоне последствий от последнего экономического кризиса. Вместе с тем, оставаясь ведущим сегментом в розничной торговле в России, рынок товаров повседневного спроса (FMCG) остается наиболее устойчивым и наименее восприимчивым к сложным условиям, сложившимся на рынке.

Как свидетельствуют последние аналитические данные, на фоне общего снижения на розничном рынке в России (в 2015 году - 8,5%), лидирующие продуктовые ритейлеры чувствуют себя достаточно уверенно, что находит отражение в динамике продаж сопоставимых магазинов сети. Впрочем, этот показатель стабильно демонстрирует положительную динамику лишь для большинства топ-игроков, а в среднем по отрасли LFL-продажи в прошлом году впервые сократились сразу на 10%.

Тенденция постепенно «сжатия» рынка сохраняется, то есть суммарная доля лидирующих на рынке FMCG компаний год от года растет. На сегодняшний день на долю топ-10 продуктовых ритейлеров приходится почти четвертая часть всего рынка.

Немаловажно, что покупательские потоки продолжают смещаться из гипермаркетов и супермаркетов в сторону дискаунтеров и магазинов «у дома», все чаще оперирующих в борьбе за аудиторию маркетинговыми акциями.

Рынок FMCG постепенно восстанавливается

В числе основных трендов на рынке FMCG в России в 2016 году:

    сокращение числа объектов несетевой розницы и малых региональных сетей на фоне продолжающейся экспансии топ-10
    активное укрупнение и расширение ведущих торговых сетей ввиду обостряющейся конкуренции на рынке
    рост (или стабилизация) финансовых показателей дискаунтеров на фоне их снижения для других форматов у большинства ритейлеров
    увеличение доли продаж товаров со скидками (во многих категориях - 50% и выше)
    рост спроса на недорогие товары под собственными торговыми марками
    постепенное сокращение потребления товаров категорий fresh и ultra fresh


Важно отметить, что общий прогноз по рынку FMCG в России носит позитивный характер. Несмотря на пониженный уровень доходов, потребители стараются минимально экономить на продуктах питания и товарах повседневного спроса.

По результатам 2016 года наблюдаются и общие положительные тренды: среднедушевой доход населения во втором квартале увеличился на 2% (в 2015 году - снизился на 5%). Кроме того, потребители постепенно привыкли к сложившейся экономической ситуации, что позитивно влияет на их отношение к покупкам товаров первой необходимости.

В сентябре аналитики зафиксировали рост среднего чека по отрасли, однако по сравнению с прошлым годом, его значения остаются слабыми. Сильный рост был отмечен в московском регионе (+10% в сравнении с августом). В особенно пострадавшем в кризис сегменте «гипермаркет» рост среднего чека в сентябре составил 11% (данные InfoLine).

Индекс потребительских настроений постепенно растет по всей стране, а в столичном регионе он уже приблизился к докризисным значениям, свидетельствуют данные Gfk. Аналитики прогнозируют роста рынка FMCG в России по итогам всего 2016 года в размере 10 процентов.

Источник: Моллы.Ru    

Возврат к списку